Классификацию значений представим в виде схемы – это будет редукция содержания нашего исследования. Эта схема представляет эмпирический материал, а не является результатом собственных интуиций автора. Если бы сам читатель провел громоздкую работу по классификации высказываний, он получил бы тот же общий результат, хотя схематическую форму предст
Наша цель – понять, какое значение несут используемые характеристики людей. Для этого у нас есть ряд текстов (ответ поисковика), в которых используются нужные понятия. Каждый текст определенным образом поясняет слово – сопоставляет с другими, дает к изучаемому слову антонимы, определяет его. Высказывания с исследуемыми словами подвергаются многоэтапной классификации, то есть объединяются в группы по сходству. На языке, привычном социологам, это можно обозначить как кодирование высказываний в рамках контент-анализа. Выделяются наиболее часто встречающиеся значения. Эти частые значения дают самые устойчивые смыслы – так, как это используется в современной речи, в разговорах людей за последние несколько лет.
В самом конце прошлого века произошел «лингвистический поворот» в общественных и социальных науках. Возникло много дисциплин, центрированных на работе с текстами – от анализа дискурса (Discourse Analysis) до исторической семантики, структурной семантики, анализа метафор, истории понятий, школы Козеллека и пр. В самом общем виде эти методы связаны с сопоставлением текстов между собой.
Анализ: классификация значений
Источники, в которых происходят сетевые диалоги, для краткости будем называть блогами – сюда попадает и Twitter, и Live Journal, и diary.ru, автономные блоги, комментарии многих сетевых изданий и т.п. Для поиска в блогах использовался поисковый робот blogs.yandex.ru , искали оборот «прилагательное + человек», то есть – добрый человек, порядочный человек и т.п. Для каждого оборота найдено по 800 текстов с его использованием. Обработано 8000 текстов, в каждом тексте встречается одно или несколько предложений-высказываний с использованием ключевого слова. Получили массив текстов для обработки – чем схожи и чем различаются положительные характеристики людей в разговорах современных людей. Итак, у нас на руках около 25000 предложений живой речи. Это огромный материал, который позволяет выяснить, как употребляются эти слова-характеристики.
Выбор места наблюдения
Мы хотим понять, что мы сообщаем собеседнику, когда говорим, например, что некто – человек верующий. Возможно, мы хотели сказать нечто одно, а сказали намного больше; собеседник услышал не наши мысли, а те значения, которые большие группы людей вкладывают в слово «верующий». Что это за значения, какие характеристики связаны со словом «верующий», что мы (все говорящие) сделали со словами, и что сейчас в живой речи означают эти характеристики – светлый, интеллигентный, религиозный и т.п.?
Язык находится в коллективном пользовании. Многие слова несут «общественную нагрузку», помимо прямого смысла в их значении отражено то, что с ними сделали мы все вместе как носители языка – черты совокупного использования передаются в индивидуальных актах коммуникации. Мы вынуждены использовать значения, которые сами бы не вложили в те или иные слова, – как дополнительные обертоны, они звучат в нашей речи.
Мы исследовали разговоры в сети, чтобы рассмотреть, что люди имеют в виду, когда характеризуют друг друга. Для этого было взято десять наиболее распространенных позитивных характеристик, которые используются при описании людей: верующий, религиозный, воцерковленный, добрый, духовный, светлый, классный, порядочный, культурный, интеллигентный. То есть проводился поиск по всем диалогам в сети, где использовались эти слова этической, эстетической и религиозной оценки.
Мы сейчас находимся в замечательной ситуации – миллионы частных разговоров людей фиксируются, потому что происходят в сети Интернет. Этот огромный материал было бы жалко оставить без фиксации и объяснения. У наблюдателя, вообще говоря, существует в распоряжении не очень много средств, чтобы понять, что думают люди, каковы их ценностные координаты. Существует, конечно, некоторый зазор между социальной реальностью, как говорят немцы, überhaupt, и ее отражением в разговорах людей. В нашем понимании именно это волевое и гласное отражение есть наиболее прямое проявление действительности.
В «Вера. Религия. Церковь» мы выясняли, как устроена социальная действительность вокруг таких понятий, как «вера», «религия» и «церковь», что люди имеют в виду, когда произносят эти слова, с чем ассоциируют. Воспользуемся еще одним способом, чтобы подойти к характеристике этих понятий с другой стороны.
Вера. Религия. Церковь. Продолжение: интеллигентные vs. религиозные
21 сентября 2012, 13:50
5 февраля 2013, вторник, 05:40
ПОЛИТ.РУ: Вера. Религия. Церковь. Продолжение: интеллигентные vs. религиозные
Комментариев нет:
Отправить комментарий